ВЫСТАВКА ХУДОЖНИКИ БЕДНОЕ ИСКУССТВО ПЕРМЬ РЕЧНОЙ ВОКЗАЛ СЕРГЕЙ ГОРДЕЕВ ДЛЯ ПРЕССЫ IN ENGLISH
РУССКОЕ БЕДНОЕ. Выставка современного искусства. Проект Сергея Гордеева

РУССКОЕ БЕДНОЕ
ПРОЕКТ СЕРГЕЯ ГОРДЕЕВА

ПЕРМЬ, УЛ.ОРДЖОНИКИДЗЕ 2
РЕЧНОЙ ВОКЗАЛ
25 СЕНТЯБРЯ 2008

КУРАТОР - МАРАТ ГЕЛЬМАН
Художники выставки РУССКОЕ БЕДНОЕ

Николай Полисский


Больше десяти лет назад московский митек Николай Полисский устроил в ЦДХ свою последнюю выставку, после которой поменял инструменты страстного живописца на то, что французские теоретики называют "эстетикой взаимодействия". Он построил дом в деревне Никола-Ленивец в двухстах км от Москвы и теперь, вместе с деревенскими жителями, лепит снеговиков, строит дворцы из дров, пирамиды из сена и башни из лозы. Благодаря "эстетике взаимодействия" обитатели заброшенной деревни оказались при деле, начали зарабатывать.



 


Художник Полисский открыл искусство как общинное действо и коллективную веселую затею. В отдельно взятой деревне он воплотил утопию о свободном, неотчуждаемом от человека труде. Теперь весь мир знает, что Никола-Ленивец - это русская деревня, где торжествует народная стихия нерефлектирующего творения, и ликует разбуженный искусством простой русский человек.

Александр Евангели




Николай Полисский. Дровник
2001.
Инвайромент, размер варьируется.
Никола-Ленивец.





Николай Полисский. Лихоборские ворота
2005.
Инвайромент на реке Лихоборке, размер варьируется.





Николай Полисский. Границы империи
2007.
Инвайромент, размер варьируется.
Никола-Ленивец.









Николай Полисский: Наша страна бестолковая, но очень большая, и я ощущаю, что вещи для моего народа должны быть большие. Чтобы сделать все в размере, нужно много материала. Мои крестьяне не могут купить дорогую доску - поэтому мы берем кривую палку. Снег, сено, дрова, лоза, которой заросли все наши поля. Или умершие вязы - прекрасный материал. Когда мы находим много материала, мы ходим и радуемся. У меня сразу начинается пир мыслей, что из этого сделать.

Вещь должна быть пафосная, чтобы от нее веяло вечностью, как от архитектуры, как от зиккурата. Никто не знает, что за зиккурат, но уважение к пирамидам, сооружениям, имеющим большое основание - в этом есть пафос обращения к истории. Форма должна говорить о значимом.

Важно взаимодействие мысли, материала и денег. Идея должна быть настолько большой, чтобы стоимость материала меркла на ее фоне.

Мы можем не зацикливаться на материале, а всю нашу горькую жизнь представить в этом. Как эти палки валяются, гниют, так и наши люди тоже. Чем эти ребята стали бы заниматься? Ужасом каким-то. В лучшем случае пошли бы в охранники или менты, и то их оттуда выгоняют.

Раньше какое-то сообщество создавало истину для других, а сейчас и негры, и чукчи делают все только на потребу туристам. Традиции выродились от крайнего севера до крайнего юга. У нас в деревне никто ни косы не отобьет, ни корзинку не сплетет, не говоря о ткацком станке. Нечем мужикам заняться - водку пить и все. Живут в деревне, женятся иногда на московских девках, но кончается все печально. Редко кто превращается в обычного обывателя.


Может, и я, если не попал бы в определенную среду, не знал бы, чем мне заниматься. Нужно им помогать. Мне, конечно, немного страшно - я же их тяну за собой, соблазняю. Как раньше крепостных выучат на музыкантов, художников - а потом опять в коровник.

На них родственники давят, хотят, чтобы они занимались чем-то обычным, работали на работе. Но они все равно сбегают - потому что в этом есть полет, которого там нигде нет. Они широкие ребята, им проще делать что-то большое, чем копошиться.

Они очень восприимчивы. Мгновенно понимают, как - не знаю, нет же таких слов, которыми можно им доподлинно объяснить идею. Да и неинтересно, чтобы они делали только то, что я им рисую, хочется чем-то удивиться. И они удивляют. Сейчас они делают малую пластику, малую скульптуру - мы называем их игрушками или мебелью. Они безошибочно все делают - каждый по-разному, но в пластическом единстве, выработалась общая стилистика.

Брутальность, грубость - я тоже у них этому учусь. Я же вижу, насколько русский человек в отвязном состоянии неаккуратен - он возьмет здоровый молоток, топор, кувалду - и ляпает. В этой бесшабашности характера что-то есть, и мы это эстетизируем.

Конечно, он не сможет стоять на потоке и делать мерседесы - будет делать что-то другое. Бедное искусство, например. В целом мы народ все-таки бедный, каким же нам искусством еще заниматься. Я же не какой-нибудь националист, не говорю, что мы самые лучшие. Какие есть - такие есть, и нужно пользоваться тем, что у тебя есть - материалом, менталитетом, характером.


ИЗБРАННЫЕ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ И ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ

2008 Русское бедное. Проект Сергея Гордеева. Куратор - Марат Гельман. Речной вокзал, Пермь
2006 Акция Укрощение огня, или Русский космизм (совместно с НП Никола-Ленивецкие промыслы и Германом Виноградовым). Никола-Ленивец, Калужская область
Проект Парк на один день (совместно с НП Никола-Ленивецкие промыслы). В рамках конкурса В. Потанина Меняющийся музей в меняющемся мире. Воскресенск, Московская область
2005 Проект Байконур (совместно с НП Никола-Ленивецкие промыслы). В рамках 1-й Московской биеннале современного искусства, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Проект Горка-лабиринт (совместно с Александром Пановым и НП Никола-Ленивецкие промыслы). Фестиваль ARTКлязьма, в рамках 1-й Московской биеннале современного искусства, Московская область
Проект Лихоборские ворота (совместно с НП Никола-Ленивецкие промыслы и Галиной Лихтеровой). Москва
2004 Акция Масленица в Никола-Ленивце (совместно с Германом Виноградовым, Александром Шабуровым и жителями деревни Никола-Ленивец). Никола-Ленивец, Калужская область
Проект Арт-базар-2 (совместно с Александром Пановым и НП Никола-Ленивецкие промыслы). Фестиваль ARTКлязьма, Московская область
Башни. Димитровградский краеведческий музей, Димитровград; Ульяновский областной музей народного творчества, Ульяновск
Проект Маяк на Угре (совместно с НП Никола-Ленивецкие промыслы). Никола-Ленивец, Калужская область
Акция Маяк на Угре-2 (совместно с Вячеславом Мизиным, Александром Пановым, Асей Силаевой, Константином Скотниковым, Александром Шабуровым). Никола-Ленивец, Калужская область
Проект Нижегородская горка (совместно с Александром Пановым, НП Никола-Ленивецкие промыслы и Фондом Культурная столица Поволжья). Нижний Новгород
2003 Проект Медиа-башня (совместно с НП Никола-Ленивецкие промыслы). Никола-Ленивец, Калужская область; Мастерские Арт-Москвы, ЦДХ, Москва; Neue Ansatze / Zeitgenossische Kunst aus Moskau, Kunsthalle Dusseldorf, Дюссельдорф
Проект Арт-базар (совместно с Александром Пановым и НП Никола-Ленивецкие промыслы). Фестиваль ARTКлязьма, Московская область
Проект Ампирная колонна (совместно с НП Никола-Ленивецкие промыслы). Арт-Манеж 2003, ГЦВЗ Манеж, Москва


 

2002 Выставка российской фотографии на стенде галереи Сarre Noir, Paris Photo-2002, Париж
Современная российская фотография. Второй международный фестиваль фотографии PRO Зрение, Нижний Новгород
Проект Дровник (совместно с НП Никола-Ленивецкие промыслы). Никола-Ленивец, Калужская область; IV Международный месяц фотографии в Москве Фотобиеннале-2002, ЦВЗ Манеж, Москва; мастерские Арт-Москвы, ЦДХ, Москва
Проект Башня (совместно с Константином Батынковым и НП Никола-Ленивецкие промыслы). De Moscou, Центр современного искусства Quartier, Кемпер, Франция
Инсталляция Колонна из виноградного дерева (совместно с Михаилом Буланенковым). Фестиваль Est-Ouest, Ди, Франция
Инсталляция Живописная башня (совместно с Александром Пановым). Арт-Манеж 2003, ГЦВЗ Манеж, Москва
2001 Проект Башня (совместно с Константином Батынковым и НП Никола-Ленивецкие промыслы). Арт-Москва, ЦДХ, Москва; ГЦСИ, Нижний Новгород; Новые поступления Московского Дома фотографии, МДФ, Москва
1999 Маниловский проект (совместно с Константином Батынковым и Сергеем Лобановым). Токо-Тауэр, Москва
Инсталляция Храм уединенного размышления (совместно с Константином Батынковым и Сергеем Лобановым). В рамках акции Маниловский проект, Галерея М. Гельмана, Москва
2000 Проект Снеговики (совместно с Константином Батынковым, Сергеем Лобановым и НП Никола-Ленивецкие промыслы). Никола-Ленивец, Калужская область; Арт-Москва, ЦДХ, Москва; Новые поступления Московского Дома Фотографии, Московский Центр искусств, Москва; Арт-Форум, Центральный выставочный зал, Пермь
1997 Водка (в составе группы Митьки). Галерея М. Гельмана, Москва
Водка (в составе группы Митьки). Московский международный форум художественных инициатив, Новый Манеж, Москва
Митьки - флоту (в составе группы Митьки). Центральный Военно-Морской музей, Санкт-Петербург
Митьки. Генеральный штаб (в составе группы Митьки). Акция на Гоголевском бульваре, Москва
Митьковская елочка. Новогодний праздник на Манежной площади, Москва
1996 Митьки. АРТ-Россия, ЦДХ, Москва
1995-1996 Как рисовать лошадь. Выставка-акция, Манеж Сокорос, ЦДХ, Москва
1993 Митьки. Ретроспективная выставка к 10-летию движения. ГРМ, Санкт-Петербург
1990 Логика парадокса (в составе группы Митьки). Дворец молодежи, Москва
1989 Митьки в Европе (в составе группы Митьки). Кельн; Париж

ВЫСТАВКА ХУДОЖНИКИ БЕДНОЕ ИСКУССТВО ПЕРМЬ РЕЧНОЙ ВОКЗАЛ СЕРГЕЙ ГОРДЕЕВ
Дизайн и разработка сайта fasheye.com